Отклоняющиеся глаголы

Отклоняющиеся глаголы

Anastasiya Borzenkova

Me llamo Nastia y soy de Moscú, Rusia. Escribo sobre la enseñanza-aprendizaje de ELE de vez en cuando. De profesión soy ingeniera, programadora y en 2015 recibí mi tercer título universitario: Máster en Lingüística por la Universidad Rusa de la Amistad de los Pueblos. Ahora trabajo en esa universidad de profesora de ELE y lo comparto con mi trabajo en un centro lingüístico, a veces doy clases particulares. A menudo asisto a diferentes talleres y cursos de formación. Ante todo me interesan la gramática y el uso de las TIC en el proceso didáctico. Espero que os sea útil la información que publico en mi blog.

Podrían ser interesantes…

10 comentarios

  1. Анфиса:

    Скажите пожалуйста, это все отклоняющиеся глаголы, или есть еще какие-то, не упомянутые в статье? Заранее благодарна.

    • Добрый день!
      При желании можно найти еще (в т.ч. производные от этих с помощью приставок), в целом, многие глаголы 2 и 3 спряжения относятся к той или иной группе отклоняющих. Если же вы встретились с новым глаголом и на первый взгляд не совсем ясно, правильный он или нет (например, нет всяких маячков типа -ducir, -ertir, -ervir, -entir, -erir, -uir, -ller, etc.), то проверить правильность/неправильность спряжения глаголов можно в словаре Королевской академии: http://dle.rae.es/. Вводите глагол, а на его страничке прямо рядом с заголовком, где отображен глагол, есть кнопка «conjugar», т.е. проспрягать и после этого вы точно будете уверены на 100%, правильный это глагол или нет.
      Не могу также не вспомнить о каверзном глаголе aterrar, так как есть два глагола, которые пишутся в инфинитиве одинаково, при этом спрягаются по-разному и переводятся по-разному (типа как в русском зáмок и замóк). Таким образом, это может быть глагол, однокоренной со словом tierra, который переводится как «спускать на землю» и имеет чередование в корне e–ie под ударением, а с другой стороны, может быть — однокоренной со словом terror, то бишь «приводить в ужас», где никакого изменения в корне уже не будет.

  2. Евгения:

    Добрый день. Скажите, пожалуйста, почему у вас в 1 группе в примерах есть несколько глаголов 3-го спряжения? Это какое-то исключение? И в глаголах 2 группы среди примеров есть глагол «jugar». По какому принципу он попал в эту группу? Заранее спасибо за ответ

    • Добрый день, Евгения!

      Да, concernir, discernir, adquirir, inquirir и jugar можно в какой-то мере назвать небольшими исключениями. Первая четверка, увы, 3 спряжения, но, например, concernir и discernir спрягаются таким образом, что их отклонения идут ровно по правилу «e на ie под ударением». Могу добавить, что эти глаголы в реальной жизни я встречала очень редко!) Adquirir и requirir тоже имеют такие же изменения (в силу того, что i у них и так есть, поэтому на IV группу они как бы не тянут). Но придумывать отдельную группу для них не стали. Легче просто отнести их как немного «белых ворон» к первой.
      То же самое касается jugar, нет ни одного другого глагола, который имеет подобное изменение «u–ue под ударением» (например, в Presente de Indicativo у него такие формы: juego, juegas, juega, jugamos, jugáis, juegan). Так что его тоже отнесли к той группе, куда можно притянуть хотя бы за уши.
      P.S. Хочу заметить, что глаголы conjugar (спрягать), enjugar (высушивать, оставлять без сока), desjugar (выжимать сок; в устаревшей версии он dejugar) никак не связаны морфологически с jugar и таких изменений не имеют. Последние два имеют корень jugo — сок, conjugar имеет латинское происхождение — coniugāre, в то время как jugar, тоже пришедший из латыни, происходит от iocāri.
      Надеюсь, я не запутала вас =)

  3. Скажите пожалуйста , есть ли у отклоняющихся глаголов какая то отличительная черта , или их все просто нужно зазубрить?

    • Глаголы последних групп (начиная с IV) можно определить сразу, достаточно посмотреть на окончания (я их описала для каждой группы в статье), так что задача это сверхпростая.
      Третью я лично вычисляю, как описала в статье, очень сильно помогает лингвистическая интуиция. Первые же две группы — только заучиванием, частым повторением, использованием в жизни и попеременном «встречании» в испаноязычных источниках, так сказать. Язык потом просто не повернется сказать не так. К слову, в большинстве случаев глаголы встречаются все же не в инфинитиве, а в «естественной среде обитания» — стоят в каком-то лице, числе и времени, а из личной формы понятно, к какой группе он относится. Главное, обращать внимания на эти мелочи, со временем это автоматизируется и даже перестаешь замечать, как воспринимаешь эту информацию «по умолчанию».
      Мне кажется, зубрить их вот прям списками не имеет смысла. Достаточно прорабатывать те глаголы, которые вы встречаете в течение уроков (я думаю, что многие преподаватели обращают внимание на эту информацию, если нет, то очень рекомендую взять эту обязанность на себя). Как мне кажется, этот тот случай, когда количество проработанного материала (причем не разово, а последовательно!) переходит в качество =)

  4. людмиал:

    Здравствуйте!
    А почему у некоторых глаголов c → zc а у некоторых c → z например mecer

    • Добрый день, Людмила!
      Прямо ответить «почему» я вам, к сожалению, не смогу (а как бы хотелось!). То есть наверное тут надо заглядывать в целом этимологию изменений этой группы, откуда оно пошло. К сожалению, в латыни я слаба, чтобы точно проследить исторические процессы и понять, откуда вообще ноги растут у изменений глаголов, унаследованы ли они из латыни или приобретены откуда-то еще современным испанским языкам.
      Считается, что глаголы cocer и mecer (и, естественно, их производные с приставками типа remecer) являются исключениями. Причем cocer еще и относится к группе, где o→ue (cuezo, cueces, …). Их просто надо выучить и иметь в виду, чтобы не смешать по инерции с теми, что дают изменение c→zc. Замечу, что сами испанцы нередко делают ошибки и можно услышать формы типа mezco и cuezco, но Академией они не принимаются и считаются просторечиями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>